2018.02.10 Свет и цвет на зданиях

10 февраля 2018 г.

Реклама может испортить облик города, а может и украсить его. Все дело в грамотном подходе. В новых правилах благоустройства Чебоксар обозначены единые требования к установке информационных конструкций.

Сегодня в городе около 6 тысяч рекламных объектов, и примерно треть из них не соответствует требованиям современной архитектурной среды, говорит директор МБУ «Городская реклама» Сергей Ильин. И вправду: наверное, каждый из нас может вспомнить примеры, когда слишком яркие буквы бьют по глазам или же вечернее мерцание фасада дома напротив не дает уснуть.

В конце прошлого года депутаты Чебоксарского городского Собрания приняли новые Правила благоустройства города. В части рекламного оформления они призваны создать комфортную среду и исключить «визуальный шум» для горожан. Согласно новому документу, все информационные конструкции — на жилых домах, торговых комплексах или же офисных центрах, должны устанавливаться по разработанным дизайн-проектам, согласованным с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Че­бок­са­ры и МБУ «Городская реклама». Свои рекомендации непременно даст и главный художник города.

В документе прописаны допустимые и запрещенные виды и параметры рекламных вывесок для различных уголков Чебоксар. К примеру, пояснил Сергей Ильин, в исторической части столицы предельная высота букв в настенных конструкциях не может быть более 500 мм. Теперь запрещены яркие светодиодные табло на домах, бегущие строки, то есть конструкции с открытыми светодиодами (это касается и мерцающих крестов на аптеках) — разрешена только матовая приглушенная подсветка. Не будет на стенах жилых зданий и баннерных панно.

Под запретом оказались выносные штендеры — их могут использовать только предприятия общепита. Прописаны требования к витринам: на их оформление отводится не более 50% от общей площади остекления. Должны быть идентичными крышные установки: если на кровле торгового центра есть название, его можно повторить на остальных трех фасадах — но другим названиям там уже не место. Если здание не офисное и не торговое (например, жилой дом), то для 1-2-этажной высоты будет один размер вывесок, для 6-этажной — уже другой. Разместить их можно в проемах между 1-м и 2-м или между 2-м и третьим этажами.

Настенные конструкции — проблема многих российских городов, отметил директор МБУ «Городская реклама». В июле 2017 года этот вопрос был поднят на селекторном совещании Минстроя РФ с участием руководителей соответствующих структур регионов. Муниципальным образованиям страны поручили разработать правила, регулирующие информационно-рекламное оформление. К тому времени, с февраля 2017-го, в Чебоксарах уже шла работа над новым документом. В расчет брались методические рекомендации, разработанные Минстроем, а также уже действующие документы. Одной из первых нормативный свод разработала Казань (в столице Татарстана такие правила действуют с начала 2012 года). «При подготовке правил мы детально изучили практику таких городов, как Казань, Москва, Самара, Волгоград, — уточнил Сергей Ильин. — Учитывались и наши региональные особенности».

Сейчас ряд торговых центров разрабатывают дизайн-проекты. К слову, правила предусматривают возможность разработки архитектурно-художественных концепций целых улиц, а также отдельных зданий в исторической части и центре столицы — городское управление архитектуры и градостроительства планирует заняться этим и объявить аукцион на прорисовку основных проблемных фасадов зданий и сооружений.

Раз в неделю специалисты объезжают город и оценивают вывески на предмет их соответствия новым правилам благоустройства, в случае нарушений выдают предписания об их устранении. Все улицы, пояснил директор «Городской рекламы», разбиты на очереди. Первым делом возьмутся за исторический центр, включая улицы К. Маркса, Ярославскую, Ленинградскую, Калинина, бульвар Купца Ефремова, также Московский проспект. Этот этап планируется завершить до конца марта — начала апреля.

Журналисты поинтересовались, насколько вписываются в новые рамки чебоксарские торговые центры. И получили ответ: немало не соответствующих правилам вывесок на Доме мод (западный и южный фасады), МТВ-центре, Мега Молле. Более грамотный подход — у ТЦ «Мадагаскар», хотя и там со стороны улицы Ленинского комсомола есть недочеты.

«В целом же я оцениваю оформление фасадов в Чебоксарах как удовлетворительное. И мое мнение подтверждает оценка главного архитектора Казани, побывавшего здесь в июне, на совещании архитекторов: видно, что процесс контролируется, он не хаотичен. Но ведь есть еще отметки «хорошо» и «отлично», — заметил Сергей Ильин. — Так что есть к чему стремиться».

Источник: "Чебоксарские новости"