2019.04.09 Храмы молча говорят

09 апреля 2019 г.

Михеева Любовь Геннадьевна
 
Академик И. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 году, насчитал в нашем городе «тринадцать красивых каменных церквей и четыре монастыря, которые придавали поселению приятный вид». До наших дней из тех старых храмов сохранились немногие. Мы попытались восстановить их историю.
 
Фото chuvash_republic.tilda.ws

Самым древним в Чебоксарах считается Введенский собор. По историческим источникам, в мае 1555 года туда, где «быти граду Чебоксарю», прибыл первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий. После совещания с местной властью он указал на вершине косогора место для соборной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала поставили полотняную церковь, затем возвели деревянный однопрестольный храм. О его внутреннем убранстве осталось мало сведений. Главной святыней была Владимирская икона Божией Матери, которой сам Гурий освятил будущий храм и место постройки города-крепости Чебоксары. Иконостас был невелик, с небольшими иконами строгановских писем. Среди утвари — два потира: один, особенно ценный — дар святителя Гурия, другой привезен то ли из Персии, то ли из Западной Европы. Было много деревянных венцов, резное изображение Ангела, державшего ларец, вероятно, с мощами святых угодников. Но все сгорело во время пожара 1649 года.

Ныне существующий собор возведён в 1650-е годы. Митрополит Казанский Симон не разрешил строить деревянный храм вместо сгоревшего — велел поднимать каменный. В качестве строительного материала использовали кирпич «большой руки» и бутовый камень. Местные каменщики работали под руководством нижегородских мастеров. Первоначально возвели холодный храм с главным престолом, а в 1657-м — теплые приделы: справа — во имя Преподобного Сергия Радонежского, слева — преподобного Алексия, человека Божия. Рядом с собором появилась шатровая колокольня. На стенах и сводах собора было решено писать образы и сюжеты только из Новозаветной Церкви.

За многовековую историю Вве­ден­ский собор не раз страдал от стихийных бедствий. Наибольший ущерб принес грандиозный пожар 1773 года, уничтоживший большую часть гражданских и церковных сооружений города. В Введенском соборе была сожжена кровля, пришлось обновлять и всю церковь.

В советское время Введенский собор оставался единственным действующим храмом Чебоксар. Остальные церкви разрушили, закрыли или переоборудовали под гражданские учреждения. Лишь с 1939 по 1943 гг. в соборе размещалась художественная галерея. В годы войны настоятель собора направил телеграмму самому Сталину о внесении в фонд обороны 136200 рублей, которые собрал Церковный совет, духовенство и верующие города. На эти деньги была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского. Сталин телеграммой поблагодарил председателя Церковного совета Введенского собора.

* * * * *

Летопись Свято-Троицкого мужского монастыря гласит, что в 1566 году «царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал, велел в Чебоксарех устроити манастырь Живоначальные Троицы». Новой обители отвели 83,25 десятины пашни, сенокосы у Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 десятин), 24 квадратных версты «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни. Владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками.

В «Смутное время» начала XVII века в крае поднялась мощная волна повстанческого движения. Монастырь был сожжен и разорен, настоятель игумен Геласий убит повстанцами и сброшен с монастырской колокольни.

Первоначально храмы монастыря были деревянными, в описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата.

В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью до 1922 года. Почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. В монастыре значительно увеличилось число братии, действовала мужская церковно-приходская школа. С приходом советской власти имущество Свято-Троицкого монастыря было конфисковано, настоятель Серафим удалён от должности. Сменивший отца Серафима игумен Вассиан (Шапошников) пытался сохранить монастырь, но осенью 1924 года храм закрыли, снесли колокольню, начали частичный демонтаж стен. Монастырские кельи, пристрой церкви Феодора Стратилата, покои настоятеля отдали под жилье. Восстановление мужского монастыря началось только в 1993 году.

* * * * *

Церковь Михаила Архангела построена в 1702 году на средства прихожан, в 1758-м возведён придел Параскевы Пятницы и колокольня. Храм стал частью ансамбля Чебоксарского кремля, окруженного с северной стороны Никольским девичьим монастырём, а с южной — зимним приделом с шатровой колокольней.

Как заверяют знатоки, храм выглядит примерно на сто лет старше, чем значится по летописи. И это объясняет одна легенда. Якобы жили в Чебоксарах два брата-купца, которые часто ругались. После очередной ссоры младший заявил старшему: «Я даже в церковь с тобой не пойду! Я свою построю». И построил — не похожую на строения своего времени, а в традициях XVII века. Говорят, после этого братья помирились. А храм остался.

До революции в церкви хранилась местная реликвия — Тих­вин­ская икона Божией Матери. В советское время она безвозвратно исчезла. В 1927 году церковь Михаила Архангела закрыли, в уцелевшем здании разместился госархив. Вновь храм был открыт в ноябре 1994 года, в день святого Михаила Архангела.

* * * * *

Спасо-Преображенский женский монастырь стоит на Влади­мир­ской горке. Именно туда в 1555 году причалил архиепископ Гурий с иконой Владимирской Божией Матери. В 1716 году здесь по указу митрополита Тихона была основана Сретенская мужская пустынь с храмом во имя почитаемой иконы. Начало обители положили монах Иов, называемый в документах строителем, и 17 монахов.

В 1725 году Сретенскую Влади­мир­скую пустынь присоединили к Троицкому мужскому монастырю. Со временем она стала приносить малый доход и была отчислена от монастыря. Но долгое время оставалась приходской церковью.

В 1899 году Святейший Синод издал указ: «Упраздненную Влади­мир­скую мужскую пустынь Чебок­сар­ского уезда обратить в женскую того же наименования чувашскую общину, с таким числом сестер, какое община будет в состоянии содержать на свои средства, с причислением её к Козьмодемьянскому женскому монастырю». В пользу новой общины передали 24 десятины земли. Главный придел храма назвали в честь Владимирской Божией Матери, правый — во имя преподобного Арсения Великого, который принимал живое участие в становлении общины.

Особую роль в обустройстве сыграл один из богатейших чебоксарских купцов А.П. Астраханцев. Благодаря его усилиям все необходимые работы по приспособлению бывшей пустыни к открытию женской общины были произведены в течение всего одного года.

В 1930 году был закрыт последний храм монастыря. Игумения Тамара с оставшимися сестрами поселилась у благочестивых верующих, а в 1941 году была арестована сотрудниками НКВД и приговорена к 10 годам лишения свободы.

Свято-Преображенский женский монастырь восстановлен в 1990 году.

* * * * *

Церковь Воскресения Хрис­то­ва построили в 1758 году, а один из её куполов, как утверждают историки, был отлит еще раньше — в 1744-м. Изначально комплекс состоял из двусветного четверика с полукруглым выступом (апсидой), восьмигранной колокольни и трапезной. В конце XVIII века к церкви пристроили два придела: большой — во имя святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого, и малый — во имя чудотворцев Савватия и Изосима. Позже появился каменный дом причта.

После 1917 года для церкви настали не лучшие времена. В 1941 году храм закрыли и устроили в нем соляной склад. По словам служителей, на стенах до сих пор выступает соль, и роспись из-за этого плохо держится. В советское время храм утратил и шатровую колокольню — ее восстановили лишь в 90-е годы. Говорят, в старом храме, пережившим все превратности судьбы, случилось чудо: однажды во время вечернего богослужения замироточила икона Божией Матери «Всех скорбящих радость».

* * * * *

Успенская церковь. Между посадской частью города и Свято-Троицким монастырем когда-то стояла маленькая деревянная церковь в честь святых князей Бориса и Глеба. Кто и когда её построил, неизвестно, поскольку пожары уничтожили все письменные свидетельства.

В 1763 году на месте деревянной Борисоглебской церкви на средства московского купца Дряблова начал возводиться каменный храм, а в начале XIX века на пожертвования помещика Кудрявцева к нему пристроили колокольню.

Двухэтажный храм Успения Пре­святой Богородицы превосходил по своим размерам главный собор Чебоксар — Введенский. Изначально он был построен с двухъярусной колокольней, которую из-за ветхости разобрали и в XIX веке заменили на трехъярусную, увенчанную тонким шпилем с миниатюрным куполом и крестом. Провели серьёзную реконструкцию храма, пристроили лестницу и обходные галереи, обновили настенную живопись и фасады. Храм вобрал в себя гармонично сочетавшиеся барочный и русский стили, традиции Петербургской художественной школы и элементы киевского зодчества, оставаясь при этом одним из ярких образцов Строгановской храмовой архитектуры.

С приходом советской власти богослужения в Успенской церкви прекратились. Были разрушены колокольня, обходные галереи, утрачены парадные ворота и кованая ограда. В здании долгие годы находился краеведческий музей. При строительстве ГЭС поднялся уровень Волги, под воду ушёл первый этаж церкви. Пришлось его засыпать песком, а прихрамовую территорию залить бетоном, чтобы избежать разрушения здания.

Источник: "Чебоксарские новости"