2019.03.23 И вырос под крылом завода город

23 марта 2019 г.

Мое знакомство с почетным гражданином города Чебоксары, членом Совета старейшин при Главе Чувашии Иваном Ивановичем Долгушиным состоялось на оргкомитете по празднованию 550-летия столицы республики. Говоря о том, что ветераны в строю и должны подавать пример молодежи, он подытожил свой доклад: «Надо не ныть, а работать!» Позже довелось побеседовать с этим оптимистичным и крепким человеком, и стал понятен секрет его бодрости — он в его активной жизненной позиции.
Фото из личного архива И. ДОЛГУШИНА

«Вы знаете все станции от Куйбышева до Вла­ди­востока? — спрашивает он. И перечисляет их все — больше десятка. — Я ездил по этой дороге, когда в армии служил на Дальнем Востоке. Огромная наша страна». Родом Иван Дол­гушин из села Нижняя Вязовка Бу­зу­лукского района Орен­бургской области. Деся­тилетку окончил уже в Тоцком районе — семья переехала на станцию Погромное. Мимо по железной дороге шли поезда с лозунгом «Даешь целину!». И после сельхозтехникума Иван Долгушин влился в многочисленные ряды добровольцев, по комсомольской путевке уехал на границу с Казахстаном — осваивать новые земли.

Еще в юности Ивана Ива­но­вича позвала Волга: после армии он отправился в Самару, на Куйбы­шев­ский металлургический завод имени Ленина. Но оказалось, что в паспорте букву в фамилии перепутали. И в люди его вывела заводская проходная совсем другого предприятия — Уральского вагоностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского, что в Нижнем Тагиле Свердловской области. «Пришел устраиваться стропальщиком в чугунолитейный цех. В отделе кадров спросили: почему именно на это производство? А мне было все равно, лишь бы в цехе футбольная команда была, — вспоминает Иван Долгушин. — Узнав, что я окончил техникум, а в армии играл за сборную ПВО Дальнего Востока, тут же позвонили куда-то: «Парень крепкий. Возьмете?»

Определили его в криогенный цех, который выпускал оборудование для космодрома «Байконур». «Мне очень везло на людей», — говорит Иван Долгушин и с благодарностью вспоминает генерального директора «Уралвагон­заво­да» Ивана Васильевича Окунева. Однажды руководитель вызвал к себе: «Голова у тебя есть, а диплома нет». А после того как парень стал студентом Уральского госуниверситета им. Горького, каждый год лично проверял зачетку: переведен ли на следующий курс. Только с четвертого перестал: «Теперь не бросишь — самому жалко будет».

На «Уралвагонзаводе» Иван Дол­гушин вырос от слесаря до начальника цеха, стал комсоргом предприятия. И тут в жизни снова зазвучала волжская тема. Увидел по телевизору сюжет о Все­союзной комсомольской стройке — в Чувашии поднимался Чебок­сарский тракторный завод. А тут как раз производственная командировка в Канаш. Заехал в Чебок­сары, прошелся от вокзала до гостиницы «Чувашия» и дальше, до парка имени Крупской. Вышел к могучей реке. «У нас в Погромном протекает речка Самара, которая впадает в Волгу. И вдруг мне подумалось: «В Самару не смог устроиться, на Волгу перебраться — так, может, сейчас пора к этим берегам?» — эта мысль оказалась судьбоносной.

«В Чувашии трудолюбивые люди живут. Езжай. А остальное зависит от тебя», — напутствовал его в дорогу отец. Он всегда был примером для Ивана: фронтовик, защищал Ленинград, возил на грузовике снаряды и продукты по ладожской «Дороге жизни». К его словам сын прислушивался.

«20 августа 1973 года я стал начальником сдаточного корпуса Че­бок­сарского тракторного завода. Залез на крышу корпуса, глянул: один пятиэтажный дом стоит (по ул. Хузангая, 5. — Прим. авт.), и больше ничего нет — кругом одни пшеничные поля», — таким увидел будущий новоюжный район Иван Долгушин. Перевез сюда семью — сыну было пять лет, а дочь только родилась. Уже в декабре дали квартиру на улице Шумилова.

На Всесоюзную стройку приезжали специалисты со всей страны. Первый генеральный директор Чебоксарского завода промышленных тракторов Виктор Тимофеевич Десятов сказал Долгушину: «Ты был комсоргом на «Уралвагонзаводе». С людьми работать умеешь, мне такие нужны». И его избрали секретарем парткома завода. А фронт предстоящих работ обозначил первый секретарь Чувашского обкома партии Николай Анатольевич Вороновский, который часто приезжал на стройку: «То, что тракторный поднимем, сомнений нет. А вот за счет завода построить город — наша задача».

Следующий гендиректор Геор­гий Марьянович Пилярский назначил Ивана Долгушина своим заместителем по социальным вопросам, ЖКХ и быту. Было это в 1980 году. «16 лет дорогу чистил — от магазина «Шупашкар» до поста ГАИ на выезде из города, этим тогда занимался тракторный завод, — говорит собеседник. — Когда главным строителем завода стал Григорий Моисеевич Болотин, помню наш разговор с ним: «Мы будем из этого города переезжать? Нет. Тогда давай его строить». Для заводчан требовалось жилье. Чтобы быстрее решить проблему, в Чебоксарах предложили ставить бараки. Но Болотин отказался. И мы возводили капитальные многоэтажные дома».

Под крылом тракторного вырос весь новоюжный жилой массив Чебоксар. Появилась и сопутствующая инфраструктура: 20 детских садов, 8 школ, торговый комплекс «Шупашкар» и крытый рынок по соседству, баня, больничный комплекс, детский медцентр, а также очистные сооружения для Чебоксар и Новочебоксарска.

«Знаете, как строили медсанчасть тракторостроителей? Такие комплексы только в крупных городах возводились, а нам предлагали проект 5—6-этажного здания. Надо было Москву уговорить. И нам с Болотиным это удалось. Поднялся 12-этажный больничный комплекс, один только стационар на 600 мест», — раскрывает малоизвестные тонкости Иван Долгушин. И переходит к истории появления в городе ДК тракторостроителей: «Как-то подходит ко мне Пилярский: «Все построили, а Дворца культуры нет». На строительство значимого объекта нужно разрешение центра. Я и говорю: «Давайте соберу тысячу подписей, и обращение Брежневу отправим?» Секретарь парткома завода Станислав Владимирович Шалимов (потом он был секретарем Чебоксарского горкома партии, председателем исполкома Горсовета) одобрил: «Вопросов нет — собирай». Заручились мы поддержкой человека, который обещал положить нашу бумагу на стол члену Политбюро ЦК КПСС, председателю Совета Министров СССР Тихонову. И тот наложил свою визу: «В качестве исключения разрешить Чебоксарскому тракторному заводу построить Дворец культуры, плавательный бассейн и лыжную базу».

После этого меня вызвал к себе первый секретарь Чувашского обкома партии Илья Павлович Про­копь­ев: «Как это вы так? Сначала же надо было с обкомом согласовать». «Но тогда не было бы ничего, — отвечаю. — Ни ДК, ни бассейна, ни лыжной базы». Он меня обнял и поблагодарил от всего чувашского народа. ДК достраивался уже при гендиректоре ЧЗПТ Ханифе Хай­да­ровиче Мингазове. Была у меня еще задумка — построить за ДК стадион с ледовым дворцом, но не успел. Зато сейчас эта территория преобразилась. Поначалу я неоднозначно отнесся к идее разместить за ДК тракторостроителей Кадетский корпус. Но когда узнал, что там будет сквер, порадовался — этот уголок давно требовал благоустройства, и теперь это одно из любимых мест горожан».

Пришлось пробивать и идею о переименовании части проспекта 9-й пятилетки в проспект Тракто­ростроителей. По этому поводу состоялся серьезный разговор с председателем президиума Вер­хов­ного Совета Чувашии Семе­ном Мат­веевичем Ислюковым. «На заводе работает много людей — слесари, токари, сварщики, инженеры. И все они — тракторостроители. И это правильно — назвать в их честь проспект», — выдвинул свой аргумент Долгушин. И Ислюков согласился.

«Ростовчанин Шали­мов — жили и работали душа в душу. Волгоградец Десятов, нижегородец Пилярский, челябинец Мин­газов… Это были энтузиасты, болеющие за общее дело, — говорит Иван Иванович. — Я патриот тракторного завода, родному предприятию до сих пор готов помочь, чем могу». Он и на город смотрит внимательным взглядом хозяйственника: хочется Дубовую рощу в микрорайоне «Рябинка» в порядок привести, тем более что Дом дружбы народов по соседству открылся, люди приезжают. И уголок под окнами своего дома, где установлен бюст чувашскому просветителю Ивану Яковлеву, хорошо бы облагородить.

Каким будет город, зависит от горожан. Они способны своим трудом, своей мечтой сделать его еще лучше, считает Иван Долгушин. И уже как руководитель и организатор замечает: чтобы знать настроение масс, нужно с людьми разговаривать — один на один, иметь мужество и критику выслушивать. Хороший руководитель даже в непростые времена умеет сплотить и вдохновить свой коллектив.

Этот человек и меня во время часовой беседы зарядил оптимизмом. Поделился Иван Долгушин фамильным секретом, позволяющим сохранять душевное равновесие: «Мой прадед, Семен Андреевич Волынщиков, участник турецкой войны 1877—1878 годов, георгиевский кавалер — так наставлял моего отца: «Все, что хорошего ты сделал людям — про то забудь. А что люди для тебя доброго сделали — то помни всю жизнь».

Источник: "Чебоксарские новости"